Как повлияет ручное регулирование цен на бизнес
Економіка

Как повлияет ручное регулирование цен на бизнес — комментарий эксперта

В конце 2021 года группа народных депутатов предложила вернуть отмененное в 2017 году государственное регулирование цен на продукты питания, имеющие существенную социальную значимость, и установить предельную наценку на них в пределах 5-15% от отпускной цены производителя.

Чем может быть чревата для бизнеса подобная новация, объясняет эксперт и глава «Украинской организации защиты прав потребителей услуг» Олег Титамир.

«Любое госрегулирование на товары массового потребления, искусственное вмешательство правительства в процессы ценообразования и рентабельности в торговых цепочках является искажением рыночных процессов и, конечно же, давлением на бизнес с последующими негативными эффектами для экономики.

В данном случае речь идет об административном ограничении торговой наценки (максимально до 10 %) в розничной торговле, ритейле. При этом явно смещаются акценты, происходит эфемерная борьба со следствиями, но не с причинами. Ведь цены на основные продукты стремительно растут не из-за того, что супермаркеты закладывают высокую торговую маржу, а вследствие стремительного подорожания цен на газ (европейские спотовые цены колеблются от 1 000 до 2 000 дол. за тыс. куб.), который составляет в себестоимости разных продовольственных товаров около 40-60 %.

Если производителям хлебо-мучных изделий, молочных продуктов, птицеводства и переработки, тепличным хозяйствам приходится покупать газ за 50-60 тыс. грн. за тысячу куб. м., то без повышения отпускных цен им пришлось бы работать ниже рентабельности, а то и вовсе закрыть производство. То есть, ограничение торговой надбавки лишь создает огромное административное давление на торговые сети, но вряд ли поможет «заморозить» цены на «социальные» продукты, если производители все равно их вынуждены повышать на 25-60 %.

Сегодня многие торговые сети требуют разъяснений от правительства относительно того, как правильно рассчитывать уровень торговой надбавки в размере 10% от оптово-отпускной цены на регулируемые товары. Для них, в частности, непонятно, вычитается ли из цены закупки доля операционных расходов (маркетинговые, логистические, коммунальные затраты и др.), а потом уже рассчитывается торговая наценка, либо нет.

Такое усложнение бизнес-процессов — не что иное, как усиление бюрократического, административного давления на бизнес со стороны государства», — пояснил эксперт.

Будет ли товар исчезать с полок магазинов

Отпускные цены производителей и поставщиков, которые из-за резкого увеличения стоимости энергоносителей просто вынуждены их поднимать, госрегулированию не подлежат. Если правительство и парламент срочно не примут ряд непрямых мер поддержки сельхозпроизводителей и поставщиков (в первую очередь, введение на период карантина спецобязательств для «Нафтогаза» по продаже газа отечественной добычи производителям критически важных продовольственных товаров из потребительской корзины, снижение НДС на «социальные» продукты минимум до 5-7 %), то госрегулирование потерпит крах, поскольку ритейл будет покупать эти товары по существенно повышенным поставщиками ценам.

Далее: ограничение торговой надбавки может сделать торговлю социально-значимыми продуктами убыточной как для небольших торговых точек, так и для ритейла, поскольку покрыть возросшие затраты (аренда, логистика, сезонное списание, коммунальные платежи, зарплаты и т. д.) им будет весьма сложно.

«При таких обстоятельствах, для уменьшения операционных рисков продуктовые магазины и ритейловые сети вынуждены будут ограничить объемы закупок социальных товаров. Это может привести к тому, что та же гречка, куриные тушки, или мука высшего сорта могут продаваться в весьма ограниченном объеме и даже могут исчезнуть с ассортимента и полок супермаркетов», — подчеркнул Титамир.

Последствия для качества товаров и развитие «черного рынка»

«Госрегулирование на ряд продовольственных товаров также может привести к тому, что производители для снижения отпускных цен вынуждены будут искусственно «снижать» себестоимость продуктов, упрощая технологические процессы, использовать менее качественное сырье и ингредиенты. Также не исключаю сценария, когда торговые сети будут компенсировать свои убытки, существенно повышая цены на другие продовольственные товары, не подпадающие под регулирование», — предположил эксперт.

Это, по мнению Олега Титамира, может привести к тому, что ряд украинских товаров, которое попали под государственное «администрирование» цен, проиграют в конкуренции и будут вытеснены более дешевыми импортными аналогами (например, из ЕС, где фермеры получают мощную поддержку от государства), которые ритейл импортирует по прямым договорам.

При всех этих сценариях проигрывают не только производители, поставщики и ритейл, но прежде всего — потребитель. Да, и нельзя забывать о том, что в случае возможного расширения перечня регулируемых товаров и последующего исчезновения «дешевых» продуктов с полок магазинов, украинцы вынуждены будут их покупать втридорога на «черном рынке», который несомненно отреагирует на повышенный спрос.

Отмена регулирования цен: в каком случае это может произойти

В правительственном постановлении определен срок действия госрегулирования — до конца действия карантина, вызванного пандемией COVID-19, то есть — до 31 марта 2022 года.

«Думаю, до этого срока его вряд ли отменят — разве что розничные цены на регулируемые цены продолжат рост в период правительственных ограничений — вместе с раскручиванием маховика инфляции и продолжения спурта цен на энергоносители в ЕС.

Боюсь, что тогда правительство может решить еще сильнее «закрутить» гайки, расширив номенклатуру товаров, подпадающих под госрегулирование, а то и введя административные ограничения уже на оптово-отпускные цены на критические продовольственные товары из потребительской корзины. Тогда эти продукты точно исчезнут с прилавков и расцветет «черный рынок»», — отметил эксперт.

Также он напомнил, что, согласно Меморандуму с МВФ, правительство после окончания отопительного сезона должно отменить регулирование цены на газ в коммунальном секторе, отказавшись от антирыночных практик.

«Весной же все будет зависеть от биржевых цен на энергоносители в Европейском Союзе. При положительном сценарии, вполне возможно, что с падением спроса на газ в Европе и со смягчением энергетического шантажа со стороны России в апреле-мае произойдет стабилизация цен на энергетическом европейском рынке.

Если при этом украинское правительство адекватно сориентируется и приложит максимум усилий для наполнения отечественных газохранилищ достаточными объемами газа «на пике» падения цен на энергоносители, то уже ближе к лету можно будет полностью отказаться от сомнительного администрирования розничных цен на продовольственные товары, которые будут далее регулироваться исключительно по рыночным принципам, а отечественные товаропроизводители, поставщики и ритейл не будет терпеть убытки от регуляторной «опеки» со стороны государства», — заключил Титамир.

Справка Деловой Одессы

Соответствующая инициатива содержится в законопроекте №6374 о внесении изменений в закон «О ценах и ценообразовании» в части восстановления государственного регулирования цен на «социальные» продукты питания, который был зарегистрирован в Верховной Раде 2 декабря.

Согласно тексту документа, госрегулирование цен «социальные» продукты питания осуществляется путем установления предельной торговой надбавки (наценки), которая может быть не менее 5% и не более 15% от отпускной цены у их производителя.

Источник

ПОДДЕРЖИТЕ КЛИКОМ TELEGRAM ДЕЛОВОЙ ОДЕССЫ!

Консультация специалиста

Календар

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930