Одесса, Украина, Экономика

Каждый пятый. Как в Украине наказывают за экономические преступления и что с этим делать?

Прошлый год стал первым со времен Революции Достоинства, когда Украина смогла продемонстрировать хоть и незначительный, но все же рост экономики.

Так, по данным статистики, ВВП страны по сравнению с 2016 годом вырос на 2%. Инфляция при этом составляла 13,7%  против 12,4% годом ранее. Впрочем, это не мешает Кабинету Министров давать оптимистичные прогнозы на 2018 год — рост отечественной экономики на уровне 3% и снижение инфляции до 9%.

Эксперты же такой уверенности чиновников отнюдь не разделяют. Мол, инфляция и в прошлом году тоже планировалась на уровне ниже 13%, а рост экономики и вовсе будет зависеть от требований МВФ.

От чего же сегодня на самом деле зависит состояние экономики в Украине? Неужели только от внешних финансовых вливаний? И что негативно влияет на дальнейшее развитие экономического сектора?

Наибольшим риском, по мнению многих отечественных и иностранных специалистов, является высокий уровень тенизации и криминализации. Причина — деформированное государственное регулирование и беспрецедентное давление коррупции на бизнес, создавшие уголовно-клановую систему распределения общественных ресурсов. Эти негативные факторы привели к глубокому экономическому кризису, истощению финансовых ресурсов государства и снижению уровня жизни людей.

Именно поэтому (а не из-за газовых тарифов, как любят писать во многих СМИ) ведущие финансовые институты мира временно приостановили кредитование Украины.

Так, в 2017 году из четырех ожидаемых нашим правительством траншей от МВФ мы получили только один. Количество прямых инвестиций в Украину составило около 2,3 млрд. долл., снизившись более чем на 30% по сравнению с 2016 годом. И в 2018 году надежды на увеличение этих показателей, скорее всего, не оправдаются. Что это значит? Только то, что оставшись без помощи, украинская экономика в результате окажется один на один со своими проблемами. И будет вынуждена опираться только на внутренние ресурсы.

Именно сейчас наше общество подошло к четкому пониманию: ключевым условием выхода экономики из кризиса является работа над ее безопасностью. Нам срочно необходимо привести деятельность институтов государственной власти к такому состоянию, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов. Только так мы сможем сохранить устойчивость к угрозам и достичь высокой конкурентоспособности в мировой экономической среде. Это станет толчком к устойчивому и сбалансированному росту отечественной экономики.

Преодоление экономического кризиса в условиях внешней агрессии является одним из приоритетов политики обеспечения экономической безопасности государства.

Достичь этого можно только путем системного противодействия организованной экономической преступности и тенизации экономики. Как? Собрав вместе все способности финансовых, налоговых, таможенных и правоохранительных органов — чтобы эффективно и честно работать над выявлением активов организованных преступных группировок и их конфискацией. Такой подход уже в ближайшей перспективе способен снова «влюбить» украинский бизнес в легальные схемы и обязательную уплату налогов в государственный кошелек.

Консолидация. Этот термин сегодня даже не рассматривается силовыми ведомствами страны, каждое из которых имеет свой «экономический уклон».

Задачу противодействия экономической преступности в соответствии с украинским законодательством и предоставленными компетенциямивыполняют сотрудники соответствующих подразделений Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ), Службы безопасности Украины (СБУ), Министерства внутренних дел Украины (МВД), Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и налоговой милиции Государственной фискальной службы (ПМ ДФС). И действительно — сотрудники этих правоохранительных органов предупреждают, выявляют и проводят досудебное расследование преступлений, собранных в отдельный раздел 7 Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере хозяйственной деятельности», часто именуемых «экономическими преступлениями». Иными словами, как раз эти нормы уголовного законодательства Украины, собранные в отдельный раздел, и охраняют отечественную экономику.

По состоянию на 1.01.2018 года в этот раздел входит 34 преступления, нормами которых охраняются общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, за нарушение которых законодательством Украины предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно сведениям государственной статистической отчетности 1 СЛ, которую ведет Генеральная прокуратура Украины, в 2016 году вышеперечисленными правоохранительными органами расследовалось 9735 уголовных производств, внесенных в ЕРДР за совершение преступлений указанной категории, а в 2017 году — почти на 1 тыс. меньше (8740).

Как так? Почему количество открытых дел ежегодно уменьшается? Ведь уровень теневой экономики в Украине стабильно растет, составляя на сегодня, по разным источникам, уже около 55-60%? Почему правоохранители «не замечают» экономического кризиса и падения инвестиционной привлекательности?

Вопрос риторический – если учитывать статистику расследования экономических преступлений. Так, следователями всех правоохранительных органов в 2017 году окончены и с обвинительными актами направлены в суд 1833 уголовных производства указанной категории, что составляет лишь 23% от общего количества.

Вывод простой. Фактически, был наказан только каждый пятый преступник, совершивший экономическое преступление.

Что же происходит? Неужели в условиях внешней агрессии и критического ухудшения динамики социально-экономического развития Украины мы не нуждаемся в защите экономики, наполнении бюджета, повышении зарплат и пенсий, полноценном обеспечении Вооруженных Сил? По каким причинам игнорируется реальная возможность обезопасить себя от потерь почти четверти экономического потенциала?

С какой целью ведется эта игра в «открывашки-закрывашки» дел, когда в государстве массово банкротятся финансовые учреждения, сворачивается промышленное производство, почти ежедневно проходят рейдерские захваты предприятий и совершаются различные сделки с государственными финансами?

Но самое главное — не у кого в нашей стране спросить: почему украинская экономика – самая криминальная в Европе и кто отвечает за ее безопасность ?!

При более детальном анализе хода борьбы с экономической преступностью в Украине за последний год, обнаруживается ее достаточно односторонняянаправленность. Так, в 2017 году почти 75% (6625 уголовных производств, УП) всех разоблаченных экономических преступлений в государстве квалифицировались по 6-ти статьям из 34-ти, кои вмещает в себя соответствующий раздел Уголовного кодекса.

Вот доказательства:

— статья 199 УК Украины «Изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину с целью использования при продаже товаров, сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг, билетов государственной лотереи, марок акцизного налога или голографических защитных элементов» — 1585 УП (18%);

—        статья 213 УК Украины «Нарушение порядка осуществления операций с металлоломом» — 1325 (15%);

—        статья 212 УК Украины «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)» — 1282 (15%);

—        стаття 205 УК Украины «Фиктивное предпринимательство» — 844 (9%);

—        статья 204 УК Украины «Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров» — 812 (9%);

—        статья 203-2 УК Украины «Занятие игральным бизнесом» — 777 (9%).

Из общего количества законченных уголовных производств (1833) по вышеуказанным шести статьям УК Украины направлено в суд с обвинительными актами 1183 (65%).

При этом среди приоритетов наших силовиков в 2017 году не оказалось правонарушений, касающихся нецелевого использования бюджетных средств, осуществления бюджетных расходов или предоставления кредитов из бюджета, предусмотренных статьей 210 УК Украины. Обнаружено лишь 34 (0,3%) таких правонарушений, а направлено в суд с обвинительным актом всего 3 уголовных производства.

Преступлений, связанных с рейдерским захватам предприятий (ст.ст. 206 и 206-2 УК Украины), о фактах которых мы ежедневно слышим от СМИ, в прошлом году выявлено аж 315 (3%) и 99 (1%) соответственно. Причем вина преступников была доказано лишь в 6-ти случаях (чуть больше 1%). Но это же именно те нормы уголовного законодательства, которые защищают легальный бизнес! Тот самый «белый» бизнес, наполняющий бюджет!

Еще печальнее выглядят результаты работы наших правоохранителейв сфере защиты отечественного фондового рынка. Так, по 6-ти статьям Уголовного кодекса, охраняющим общественные отношения, возникающие в ходе деятельности эмитентов фондового рынка Украины, всеми отечественными правоохранительными органами течение 2017 года разоблачено аж 7 преступлений указанной категории. В суд при этом не направлено ни одного законченного уголовного производства с обвинительным актом.

И это — именно в то время, когда в стране действуют десятки организованных преступных групп, занимающихся финансовыми махинациями на фондовом рынке. Именно тогда, когда украинский рынок «мусорных» ценных бумаг с необоснованно завышенной капитализацией, по оценкам различных экспертов, исчисляется сотнями миллиардов гривен.

Не намного лучше выглядят результаты деятельности по защите банковского сектора экономики, предотвращению мошеннических действий с финансовыми ресурсами и незаконной приватизации государственного и коммунального имущества.

Все вышеописанное наводит на одну мысль. У нас просто некому заниматься системной защитой экономики. Нет ни одного правоохранительного органа, который обладал бы целостной картиной — не только того, что происходит в теневом секторе, но и реального состояния дел в сфере расследования экономических преступлений. Сегодня борьба с экономической преступностью носит выборочный и популистский характер.

Мы уверены: чтобы сдвинуться с места и начать реальную работу, направленную на защиту украинской экономики от внешних и внутренних угроз (и это подтверждает опыт многих развитых зарубежных стран), обществу нужен единый правоохранительный орган.

Именно он будет отвечать за экономическую безопасность государства, обеспечивая высокий уровень борьбы с экономической преступностью.

Для этого он должен иметь всю необходимую базу — как законодательную, так и материальную. И обязательно — реальную возможность применения инновационных аналитических и оперативно-розыскных механизмов разоблачения правонарушителей, совершивших преступления в сфере публичных финансов, а также проведения досудебного расследования всех преступлений, которые содержатся в главе 7 Уголовного Кодекса Украины — «Преступления в сфере хозяйственной деятельности».

Вадим МЕЛЬНИК 

 

 

 

 

Юрий ГАРУСТ

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Консультация специалиста

  • Одесские налоговики рассказали о новациях в применении РРО

    Главное управление ГНС в Одесской области информирует о нововведениях предусмотренных  Законами Украины от 20.09.2019 № 128-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и от 20.09.2019 № 129-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно…

  • Одесские налоговики напомнили, какие хозяйственные операции являются контролируемыми

    Главное управление ГНС в Одесской области напоминает, что критерии определения хозяйственных операций контролируемыми установлены п.п. 39.2. 1.1 п.п. 39.2. 1 п.39.2 ст.39 Налогового кодекса Украины. Контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, влияющие на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, которые осуществляются: — со связанным лицом — нерезидентом; — через комиссионеров — нерезидентов при осуществлении…

  • Одесским предпринимателям: что будет за нарушение сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров

    Главное управление ГНС в Одесской области напоминает, что Закон Украины от 21 июня 2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», введен в действие 7 февраля 2019 года. Статьей 13 Закона № 2473 установлено, что Национальный банк Украины имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. Согласно п. 21 разд….

Календарь

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930