У Міноборони назвали головні пункти законопроєкту про мобілізацію (відео)
Основні положення мобілізаційного законопроєкту — розʼяснення від Міністерства оборони України:
Мы тут Богу рассказали
Наших планов громадьё…
Бог смеялся очень долго,
Мол, де нам не повезло!
(М.Морозовский)
Сначала о сути. Ни для кого уже не секрет, что создание объединенных громад стало самым сложным и болезненным процессом во всей системе административно-территориального переустройства страны.
По закону административным центром объединенной территориальной общины определяется населенный пункт (село, поселок, город), который имеет развитую инфраструктуру и, как правило, расположен ближе к географическому центру территории объединенной территориальной общины. Интересы жителей сел и
поселков, вошедших в объединенную территориальную общину, по задумке власти должен представлять староста, избранный на срок полномочий местного совета.
Однако представители местных громад считают, что в нынешнем виде закон призван централизовать власть, а не дать ее на места. Например, чтобы получить финансирование, территориальная община будет
вынуждена обращаться в областной совет, тот — в Кабинет министров, а там будут решать, сколько средств спустить в общину. Именно поэтому фактически досрочно завершился этап добровольного объединения громад и наступил плавный переход к принудительному объединению или присоединению.
Чем оно чревато? Многие справедливо считают, что на самом деле вся эта кипучая деятельность, заметно активизировавшаяся в преддверии осенних местных выборов, приведет не только к существенному сокращению аппарата местного самоуправления на селе, но и уничтожению целого ряда социальных объектов, а затем и большого количества сельских населенных пунктов. По сути, предлагается в сельской местности сократить не только сельские советы, но и значительное количество детских садов, школ,
амбулаторий, библиотек. То, над чем работало не одно поколение, на что была потрачена масса сил и средств, что дорого каждому жителю села — предлагается отправить в никуда.
Теперь непосредственно о ситуации на Одесчине. На сегодняшний день в Одесской области нет перспективного плана, который бы полностью покрывал её территорию. Несколько попыток одобрить такой документ в облсовете с успехом провалились. Особенную критику вызывают стремления областной
власти оставить границы Одессы в их нынешнем виде. Во многом этому способствует то обстоятельство, что пригороды также сопротивляются возможному присоединению к Одессе. Причём главными противниками интеграции являются не простые жители, а руководители сёл и посёлков, которых в случае поглощения этих населённых пунктов городом ожидает в лучшем случае понижение в статусе, а в худшем – политическое забвение и экономические проблемы.
Но эту точку зрения поддерживают далеко не все. Например, одесскому нардепу-соратнику Петра Порошенко – Алексею Гончаренко – кажется, что Одесса может «оказаться удушенной созданными вокруг громадами».
По мере того, как отпущенные законодательством сроки на децентрализацию истекают, ситуация становится всё более острой и весьма неприятной для властей. Так, в январе этого года Министерство развития громад Украины не утвердило представленные Одесской областью ОТГ. В качестве аргумента отказа сообщалось, что многие ОТГ «нарезаны» по политическим мотивам. Как и в других областях, более «сильные» населенные пункты отказываются брать прицепом более «слабые». К примеру, села с
маленьким бюджетом предлагают объединить с такими же малыми территориями, которые показали свою несостоятельность. Богатые же села хотят объединиться с такими же зажиточными территориями, чтобы сотрудничать и зарабатывать средства в свой бюджет.
И вот после этого в областном центре начались срочные консультации. Что же выяснилось в ходе их? Во-первых, возникли вопросы относительно будущего финансового самообеспечения громад. Многие районы Одесской области сегодня дотационны на 70-80%. То есть, почти все деньги на обеспечение зарплатами врачей, учителей, чиновников, не говоря уже о капитальном ремонте дорог или объектов инфраструктуры, районные бюджеты получают в виде дотаций из областного бюджета.
Каким образом эта ситуация изменится, если район, к примеру, будет разделен на две-три части – не ясно.Во-вторых, выяснилось, что ранее совсем не учитывался такой немаловажный фактор как национальный состав населения Одесской области. Не секрет, что на фоне продолжающихся военных действий на востоке Украины, отношения между людьми, относящимися к разным национальным группам, осложнились.
Наиболее серьёзная в этом отношении ситуация на юге нашего региона.
«В Одесской области компактно расположены болгарские, гагаузские, молдавские и албанские села. Их объединение или скорее выделение одних и ущемление других, может спровоцировать межнациональные конфликты», — выразила обеспокоенность депутат Одесского облсовета, член Ассоциации болгар
Украины Мария Попова.
Теперь о конкретике. Жёсткой критике на всех консультациях подвергалась идея принудительного укрупнения уже сформированных ОТГ. Так, против предложенного объединения высказались представители Черноморска, Теплодара, Болградского, Саратского и Килийского районов. Несмотря на то,
что Министерство развития громад возвратило на доработку перспективные планы формирования ОТГ, на встречах в облгосадминистрации многие населенные пункты предпочли не менять представленные ранее проекты и настаивали на своем предыдущем решении и принципах добровольного объединения.
В качестве наиболее характерного примера можно привести следующий: жители Затоки, как и ранее, выступили за объединение с селом Каролино-Бугаз, с центром в последнем населенном пункте. Министерство же рекомендовало присоединить Затоку к Шабо, а Каролино-Бугаз – к Дальницкой ОТГ
Овидиопольского района. По мнению специалистов министерства, здесь, если соединить Затоку с Каролино-Бугазом, могут сработать экономические риски – населенные пункты могут оказаться недостаточно состоятельными.
Но Затока не стремится объединяться с Шабо, поэтому представители громады отказались менять свой проект развития, а также попросили министерство изучить ситуацию глубже и учесть все факты развития.
«У нас вполне состоятельная громада – люди изъявили свое желание объединить эти два поселка. Их нельзя разъединять. У нас общая железная дорога, канализация, школы, пожарные части. Громада может себя содержать – бюджеты способны развивать строительство и содержать школы и другие учреждения», – отметили руководители указанных населённых пунктов.
По официальным данным, бюджет развития Затоки сегодня составляет 28 миллионов гривен. Со следующего года хотят увеличить туристический сбор, поэтому Затоку считают громадой, у которой одна из самых лучших перспектив в развитии.
Что касается юга области, тут также налицо большое количество противоречий. К примеру, часть жителей Саратского района и вовсе выступили против разъединения района на шесть громад.
«Посчитайте, только 32 миллиона гривен нужно выделить на содержание этих административных единиц. Неужели облгосадминистрация не может подойти более конструктивно к тому району и сгруппировать часть громад?» — возразили саратовцы.
На севере области свои проблемы. Слободский поссовет уже принял решение о присоединении к Подольской громаде. В то же время против рекомендаций Киева выступил Тымковский сельсовет, где заявили, что не принимали решения объединяться с Подольском. Жители этого села еще с 2016 года хотят быть самостоятельными и в качестве альтернативы предлагают создать Слободскую громаду. Однако глава Кодымского райсовета Олег Чернийчук заявил, что в этом районе состоятельной может быть только одна громада — Кодымская в составе всех действующих сельсоветов. Он предположил, что право на
существование может иметь и Слободская громада, но там есть проблемы с инфраструктурой и кадровым потенциалом. В итоге компромиссный вариант до сих пор не согласован.
14 февраля Одесская облгосадминистрация в очередной (уже третий) раз направила в Кабмин Украины доработанный проект «Перспективного плана формирования объединенных территориальных громад Одесской области».
По официальной версии, документ якобы подготовлен на основе компромисса «депутатами разных уровней, руководителями и специалистами профильных департаментов, председателями местных советов и РГА, представителями общественности, региональными отделениями ассоциаций органов местного
самоуправления и жителей территориальных громад».
Власть явно торопилась избавиться от этой головной боли, опасаясь возможной негативной реакции на некоторые позиции «Плана» со стороны депутатов областного совета, сессия которого в тот момент никак не могла собраться.
Впрочем, вряд ли эта реакция последовала бы, так как ещё в конце прошлого года народные избранники большинством приняли решение возложить бремя ответственности за принятие непопулярных решений на ОДА. Не исключено, что на фоне усиливающихся слухов о скорой смене руководства области они
поступили мудро, дожидаясь кадровой ясности.
Какой же вывод можно сделать из этих рождающихся в муках решений?
Безусловно, административно-территориальная реформа нужна Украине. С этим согласны почти все депутаты всех уровней, главы сельских и поселковых советов. Однако все они говорят о том, что проводить ее надо крайне осторожно, максимально разъясняя все ее аспекты местным жителям, спрашивая их мнение. Громада и только громада вправе решать свою судьбу – либо «избавляться» от своего сельсовета, либо объединяться с другими советами, либо всё оставить как есть.
Ну, а пока Одесская область ждёт справедливого решения Кабмина. Сколько ждать и чем в итоге закончится такое непростое объединение для всех жителей региона? Как говорят в Одессе, будем посмотреть.
Основні положення мобілізаційного законопроєкту — розʼяснення від Міністерства оборони України:
Начальниця Об’єднаного координаційного пресцентру Сил оборони півдня України Наталя Гуменюк повідомила, що балістичні ракети рф можуть долетіти до Одеси за одну хвилину.
Бізнес не зможе отримувати кошти від фізосіб без відкриття рахунку. Для громадян нічого не зміниться, — роз’яснення Нацбанку України.
г. Одесса
тел. +38 063 323 03 91
dilovaodesa@gmail.com