Одеса

Лебедь, рак и щука. Как «объединяются» громады Одесчины

Мы тут Богу рассказали
Наших планов громадьё…
Бог смеялся очень долго,
Мол, де нам не повезло!

(М.Морозовский)

Сначала о сути. Ни для кого уже не секрет, что создание объединенных громад стало самым сложным и болезненным процессом во всей системе административно-территориального переустройства страны.

По закону административным центром объединенной территориальной общины определяется населенный пункт (село, поселок, город), который имеет развитую инфраструктуру и, как правило, расположен ближе к географическому центру территории объединенной территориальной общины. Интересы жителей сел и
поселков, вошедших в объединенную территориальную общину, по задумке власти должен представлять староста, избранный на срок полномочий местного совета.

Однако представители местных громад считают, что в нынешнем виде закон призван централизовать власть, а не дать ее на места. Например, чтобы получить финансирование, территориальная община будет
вынуждена обращаться в областной совет, тот — в Кабинет министров, а там будут решать, сколько средств спустить в общину. Именно поэтому фактически досрочно завершился этап добровольного объединения громад и наступил плавный переход к принудительному объединению или присоединению.

Чем оно чревато? Многие справедливо считают, что на самом деле вся эта кипучая деятельность, заметно активизировавшаяся в преддверии осенних местных выборов, приведет не только к существенному сокращению аппарата местного самоуправления на селе, но и уничтожению целого ряда социальных объектов, а затем и большого количества сельских населенных пунктов. По сути, предлагается в сельской местности сократить не только сельские советы, но и значительное количество детских садов, школ,
амбулаторий, библиотек. То, над чем работало не одно поколение, на что была потрачена масса сил и средств, что дорого каждому жителю села — предлагается отправить в никуда.

 

 

 

Децентрализация: а что у нас?

Теперь непосредственно о ситуации на Одесчине. На сегодняшний день в Одесской области нет перспективного плана, который бы полностью покрывал её территорию. Несколько попыток одобрить такой документ в облсовете с успехом провалились. Особенную критику вызывают стремления областной
власти оставить границы Одессы в их нынешнем виде. Во многом этому способствует то обстоятельство, что пригороды также сопротивляются возможному присоединению к Одессе. Причём главными противниками интеграции являются не простые жители, а руководители сёл и посёлков, которых в случае поглощения этих населённых пунктов городом ожидает в лучшем случае понижение в статусе, а в худшем – политическое забвение и экономические проблемы.

Но эту точку зрения поддерживают далеко не все. Например, одесскому нардепу-соратнику Петра Порошенко – Алексею Гончаренко – кажется, что Одесса может «оказаться удушенной созданными вокруг громадами».

По мере того, как отпущенные законодательством сроки на децентрализацию истекают, ситуация становится всё более острой и весьма неприятной для властей. Так, в январе этого года Министерство развития громад Украины не утвердило представленные Одесской областью ОТГ. В качестве аргумента отказа сообщалось, что многие ОТГ «нарезаны» по политическим мотивам. Как и в других областях, более «сильные» населенные пункты отказываются брать прицепом более «слабые». К примеру, села с
маленьким бюджетом предлагают объединить с такими же малыми территориями, которые показали свою несостоятельность. Богатые же села хотят объединиться с такими же зажиточными территориями, чтобы сотрудничать и зарабатывать средства в свой бюджет.

И вот после этого в областном центре начались срочные консультации. Что же выяснилось в ходе их? Во-первых, возникли вопросы относительно будущего финансового самообеспечения громад. Многие районы Одесской области сегодня дотационны на 70-80%. То есть, почти все деньги на обеспечение зарплатами врачей, учителей, чиновников, не говоря уже о капитальном ремонте дорог или объектов инфраструктуры, районные бюджеты получают в виде дотаций из областного бюджета.

Каким образом эта ситуация изменится, если район, к примеру, будет разделен на две-три части – не ясно.Во-вторых, выяснилось, что ранее совсем не учитывался такой немаловажный фактор как национальный состав населения Одесской области. Не секрет, что на фоне продолжающихся военных действий на востоке Украины, отношения между людьми, относящимися к разным национальным группам, осложнились.

Наиболее серьёзная в этом отношении ситуация на юге нашего региона.

«В Одесской области компактно расположены болгарские, гагаузские, молдавские и албанские села. Их объединение или скорее выделение одних и ущемление других, может спровоцировать межнациональные конфликты», — выразила обеспокоенность депутат Одесского облсовета, член Ассоциации болгар
Украины Мария Попова.

Объединение в Одесском регионе. Кто кого не хочет

Теперь о конкретике. Жёсткой критике на всех консультациях подвергалась идея принудительного укрупнения уже сформированных ОТГ. Так, против предложенного объединения высказались представители Черноморска, Теплодара, Болградского, Саратского и Килийского районов. Несмотря на то,
что Министерство развития громад возвратило на доработку перспективные планы формирования ОТГ, на встречах в облгосадминистрации многие населенные пункты предпочли не менять представленные ранее проекты и настаивали на своем предыдущем решении и принципах добровольного объединения.

В качестве наиболее характерного примера можно привести следующий: жители Затоки, как и ранее, выступили за объединение с селом Каролино-Бугаз, с центром в последнем населенном пункте. Министерство же рекомендовало присоединить Затоку к Шабо, а Каролино-Бугаз – к  Дальницкой ОТГ
Овидиопольского района. По мнению специалистов министерства, здесь, если соединить Затоку с Каролино-Бугазом, могут сработать экономические риски – населенные пункты могут оказаться недостаточно состоятельными.

Но Затока не стремится объединяться с Шабо, поэтому представители громады отказались менять свой проект развития, а также попросили министерство изучить ситуацию глубже и учесть все факты развития.

«У нас вполне состоятельная громада – люди изъявили свое желание объединить эти два поселка. Их нельзя разъединять. У нас общая железная дорога, канализация, школы, пожарные части. Громада может себя содержать – бюджеты способны развивать строительство и содержать школы и другие учреждения», – отметили руководители указанных населённых пунктов.

По официальным данным, бюджет развития Затоки сегодня составляет 28 миллионов гривен. Со следующего года хотят увеличить туристический сбор, поэтому Затоку считают громадой, у которой одна из самых лучших перспектив в развитии.

Что касается юга области, тут также налицо большое количество противоречий. К примеру, часть жителей Саратского района и вовсе выступили против разъединения района на шесть громад.

«Посчитайте, только 32 миллиона гривен нужно выделить на содержание этих административных единиц. Неужели облгосадминистрация не может подойти более конструктивно к тому району и сгруппировать часть громад?» — возразили саратовцы.

На севере области свои проблемы. Слободский поссовет уже принял решение о присоединении к Подольской громаде. В то же время против рекомендаций Киева выступил Тымковский сельсовет, где заявили, что не принимали решения объединяться с Подольском. Жители этого села еще с 2016 года хотят быть самостоятельными и в качестве альтернативы предлагают создать Слободскую громаду. Однако  глава Кодымского райсовета Олег Чернийчук заявил, что в этом районе состоятельной может быть только одна громада — Кодымская в составе всех действующих сельсоветов. Он предположил, что право на
существование может иметь и Слободская громада, но там есть проблемы с инфраструктурой и кадровым потенциалом. В итоге компромиссный вариант до сих пор не согласован.

А воз и ныне там…

14 февраля Одесская облгосадминистрация в очередной (уже третий) раз направила в Кабмин Украины доработанный проект «Перспективного плана формирования объединенных территориальных громад Одесской области».

По официальной версии, документ якобы подготовлен на основе компромисса «депутатами разных уровней, руководителями и специалистами профильных департаментов, председателями местных советов и РГА, представителями общественности, региональными отделениями ассоциаций органов местного
самоуправления и жителей территориальных громад».

Власть явно торопилась избавиться от этой головной боли, опасаясь возможной негативной реакции на некоторые позиции «Плана» со стороны депутатов областного совета, сессия которого в тот момент никак не могла собраться.

Впрочем, вряд ли эта реакция последовала бы, так как ещё в конце прошлого года народные избранники большинством приняли решение возложить бремя ответственности за принятие непопулярных решений на ОДА. Не исключено, что на фоне усиливающихся слухов о скорой смене руководства области они
поступили мудро, дожидаясь кадровой ясности.

Какой же вывод можно сделать из этих рождающихся в муках решений?

Безусловно, административно-территориальная реформа нужна Украине. С этим согласны почти все депутаты всех уровней, главы сельских и поселковых советов. Однако все они говорят о том, что проводить ее надо крайне осторожно, максимально разъясняя все ее аспекты местным жителям, спрашивая их мнение. Громада и только громада вправе решать свою судьбу – либо «избавляться» от своего сельсовета, либо объединяться с другими советами, либо всё оставить как есть.

Ну, а пока Одесская область ждёт справедливого решения Кабмина. Сколько ждать и чем в итоге закончится такое непростое объединение для всех жителей региона? Как говорят в Одессе, будем посмотреть.

Консультация специалиста

Календар

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031