Економіка

Анатолий Артеменко: «Земельная реформа должна отвечать интересам всех участников аграрного сектора, а не отдельным его субъектам»

Земельная реформа — вопрос не только экономический, но и социальный. Сельские территории сегодня развиваются благодаря инвестициям аграриев. И, как показывает статистика, малый и средний агробизнес, который обрабатывает 75% сельскохозяйственных земель страны, обеспечивает вдвое больше рабочих мест по сравнению с агрохолдингами и платит гораздо больше налогов в бюджеты местных
громад.

Скандальный законопроект №2178-10 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" вместо создания условий для развития малого и среднего аграрного бизнеса закрепляет и укрепляет позиций олигархов в агросекторе Украины. Позиций, которые они заняли в результате политической коррупции, нечестного распределения государственных средств и несправедливых преференций.

По словам депутата Одесского областного совета и представителя Всеукраинского аграрного союза (ВАС) Анатолия Артеменко, законопроектом не предусмотрено необходимое правовое регулирование и защита интересов государства.

«Нам говорят, что рынок не откроют для иностранных компаний, однако у нас иностранец может быть конечным бенефициаром любого предприятия. В Украине нужно вводить другие правила продажи земли, так как полного моратория нет, но проект открытого рынка без ограничений опасен для страны», — отметил он.

Депутат опасается, что принятие такого закона приведет к тотальной скупке земель сельскохозяйственного назначения иностранцами, и, как следствие, уничтожению украинских фермеров, упадку села, будет способствовать экономической деградации и социальной напряженности. Задекларированные в проекте закона ограничения на практике никак не защитят украинских фермеров, а запрет покупки земель иностранными гражданами является формальным. Все это свидетельствует исключительно о намерении разрешить иностранцам скупать украинские земли ради получения иностранных денег.

«Но ведь земля сельскохозяйственного назначения — это невосполнимый ресурс! Так просто продав землю иностранным фондам, компаниям, мы теряем наш самый главный ресурс!

Эта ситуация очень важна для наших людей с позиции морали (само восприятие, что землей будут владеть иностранцы, пугает). С другой стороны, мы не научились ею пользоваться. Ведь мы в 21-м веке используем нашу землю, за бесценок продавая зерно. А будем ещё и за бесценок продавать землю.

Поэтому правительство обязано продумать программу эффективного пользования землей. Возьмем в качестве примера Великобританию. Там зерно продается через виски. И то, что им нужно для корма скота, они покупают на внешнем рынке, в том числе украинском. Они покупают зерно, чтобы выкармливать своих животных и после этого продавать молоко и мясо. Давайте представим, сколько в этом процессе ступеней добавленной стоимости».

По мнению Анатолия Артеменко, рынок земли имеет право на существование.

«Но продавать землю нужно только гражданам Украины – тем, которые уже показали качественное, интенсивное использование земли. Например, если построена теплица, разбит сад, виноградник. Закон должен работать так, чтобы эти люди могли купить землю, и если у них есть план развития, обеспечить им льготное кредитование, освобождение от налогов, чтобы они дальше создавали рабочие места и использовали землю эффективным способом», — подчеркивает он.

«Кроме того, должна быть программа привлечения иностранных инвестиций. Мы активно сотрудничаем с МВФ. Но почему мы практически не работаем с разными странами? Например, с ОАЭ. С ними нужно заключать договора по поводу того, чтобы они вкладывали в инфраструктуру, перерабатывающую сельскохозяйственную (хранение, элеваторы, заводы по производству конечного продукта) и имели за это гарантированный для своего народа процент готовой продукции. Минэкономики (в распоряжении которого — колоссальное количество государственной земли, предприятий), Минфин, Фонд госимущества должны предлагать работающие модели по привлечению денег, экономического сотрудничества. Это позволило бы рассчитаться с долгами, укрепить гривну, создать рабочие места, увеличить ВВП, бюджет и позволило бы государству развиваться», — отметил Анатолий Артеменко.

По мнению Артеменко, судьбоносный для Украины документ должен отвечать интересам всех участников аграрного сектора, а не отдельным его субъектам.

Так, на основе предложений и замечаний аграриев специалисты ВАС подготовили поправки к законопроекту, которые дадут толчок к развитию малого и среднего фермерства, как основы для существования села, а не усиление положения олигархов.

В частности, предлагается:

  1. Введение рынка земли в два этапа. ВАС настаивает на том, что в первые 5 лет земля с /
    х назначения может продаваться только физическим лицам-гражданам Украины и не более 500 га в одни руки. Первоочередное право на приобретение земли в качестве физического лица имеет владелец компании, которая арендует земельный участок при условии уплаты цены, по которой она продается.
  2. Предоставление на втором этапе право покупать земли с / х назначения юридическим лицам, собственниками (участниками, акционерами) которых являются исключительно граждане Украины. Такой подход обеспечит полное раскрытие информации о истинных владельцев компаний. Эта норма не позволит окольными путями скупить землю иностранцам, подставным «фирмам-прокладкам», а владельцам компаний — избежать налогообложения при выплате дивидендов на материнские компании.
  3. Установление ограничения по объему максимального земельного банка в собственности одного лица, с учетом связанных лиц не более 5 тыс. Га.
  4. Введение ограничений на общую площадь с / х земли в пользовании и владении — не более 20 000 гектаров с исключением для уже существующих компаний в размере не более площади земли, которая уже обрабатывается.
  5. Предоставление права юридическим и физическим лицам, занимающимся скотоводством, приобрести землю сельскохозяйственного назначения выше установленного лимита из расчета 2 га на 1 корову.
  6. Запретить продажу земли лицам, которые не смогут подтвердить происхождение своих средств, за которые они намерены приобрести земельный надел.
  7. В течение года с даты принятия законопроекта о рынке земли принять законопроект о всенародном референдуме и провести референдум о предоставлении иностранцам права приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Консультация специалиста

Календар

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930