Верховная Рада на заседании 3 декабря приняла в целом законопроект №1182-1-д «О внутреннем водном транспорте», который, в частности, предусматривает либерализацию рынка.
Как сказано в пояснительной записке, законопроект предусматривает создание Государственного фонда внутренних водных путей в составе специального фонда госбюджета Украины для обеспечения судоходства.
Соответствующее решение поддержали 276 нардепов.
«Теперь мы сможем возродить наиболее дешевый и экологичный способ доставки грузов — речные перевозки и создать эффективную речную логистику.
Мы учли предложения бизнеса и совместно доработали этот законопроект во время его подготовки ко второму чтению. Благодарен всем, кто был неравнодушен и присоединился к этому процессу, а также народным депутатам за принятое решение», — прокомментировал в Telegram принятия закона министр инфраструктуры Владислав Криклий.
Что предусматривает закон
- Согласно законопроекту, невыполнение лицами, находящимися на борту морского или речного судна, распоряжений капитана или судоводителя судна влечет за собой предупреждение, в случае повторного — штраф в размере 340 грн.
- Выход в рейс судна внутреннего плавания, не зарегистрированного в установленном порядке или с отключенным или неисправным оборудованием для автоматической идентификации судна, или с внесенными в такое оборудование недостоверными данными, будут наказывать штрафом в 85 тыс. грн.
- За перевозку судном груза без оформления транспортного документа, если оно предусмотрено законом или международным договором Украины, предусмотрен штраф в размере 17 тыс. грн.
- За осуществление деятельности без внесения в Реестр объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта владельцев речных портов (терминалов) будут штрафовать. Размер наказания составляет 51 тыс. грн.
- Создание препятствий капитану в управлении морским или речным судном наказывается 1700 грн штрафа.
- В случае, если капитан руководит судном, не зарегистрированным в установленном порядке или с отключенным или неисправным оборудованием, предполагается штраф в размере 85 000 грн.
- Нарушение правил плавания водными путями, порядка вхождения судов в порт, стоянки в порту и выхода из порта, правил охраны портовых средств, движения, маневрирования и стоянки судов, буксировки состава судов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков, правил, обеспечивающих безопасность судна, экипажа и пассажиров во время посадки на судно, стоянки и плавания судна, высадки из судна, влечет штраф 2550 грн.
- Управление морским или речным судном лицом, не имеющим права управления таким судном, или передача управления таким судном лицу, не имеющему права управления, наказывается 2250 грн штрафа.
- Повреждение оборудования судов наказывается 1700 грн.
- В документе отмечается, что проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в акватории морского порта, на морских или внутренних водных путях, а также несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения таких работ — влекут за собой наложение штрафа в размере 850 грн для граждан и 3400 грн для чиновников.
- Повреждение гидротехнических сооружений, средств навигационного оборудования и связи наказывается штрафом в размере 5100 грн.
- Запрещается сброс за борт морского, речного, малого, спортивного судна или водного мотоцикла мусора и других предметов. За это предусматривается 425 грн штрафа.
- Сброс с судов пищевых отходов, не смешанных с любым другим видом мусора, разрешается в открытом море, на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега.
- Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей (купание, плавание на прогулочных судах, любительская и спортивная рыбалка, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев) бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.
- Арендаторы водного объекта обязаны предусмотреть места для бесплатного обеспечения права граждан на общее водопользование (купание, плавание на прогулочных судах, любительское и спортивное рыболовство и т.п.).
- Размер береговой полосы водного пути определяется шириной 20 м от края воды вглубь берега при среднем многолетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.
- Безбилетный проезд пассажира, в том числе проезд без регистрации или компостирование проездного документа, а так же перевоз без билета ребенка в возрасте от семи до шестнадцати лет карается штрафом в пятикратном размере от стоимости проезда.
- Пассажир имеет право в любое время до отхода судна, а после начала рейса — в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки.
- Пассажир, который уведомил перевозчика об отказе от перевозки, имеет право получить обратно плату за проезд и провоз багажа в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта.
- Багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт назначения, может быть реализован в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта.
Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Экономический эффект
Благодаря принятому закону, грузооборот речным транспортом увеличится до 30 млн т. в год. Экономический эффект для государства составит 13-16 млрд грн в год, считает Криклий.
Кроме того, он позволит повысить конкуренцию на рынке, увеличить инвестиции благодаря равным условиям и прозрачным правилам, создать новые рабочие места.