Архив за день: 16.10.2019

Украинская власть хочет соединить Черное море с Балтийским: чего опасаются экологи

Маршрут, связывающий Балтийское и Черное море называется Е-40. Проект предусматривает создание речного пути от Балтийского до Черного моря через реки Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.

Балтийское море соединят с Черным. Сделать это страны планируют до 1 мая 2020 года, об этом недавно договорились министр инфраструктуры Украины и министр транспорта Беларуси.

Грузовые суда пустят через Украину, Беларусь и Польшу по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Этот маршрут (через Днепровско-Бугский канал, соединяющий бассейны Припяти и Буга) действовал до Второй мировой войны более ста лет. Последние лет шесть его пытаются возродить.

Выгоду должны получить все: по реке перевозить товары дешевле и быстрее, чем по автотрассам. Украина сможет выйти в положительный торговый баланс, продавая больше, считают эксперты. Беларусь тоже настроена стать «морской державой» и уже начала строить порт рядом с Украиной.

Однако, как пишет «Сегодня», есть одно «но» – Чернобыльская зона и радиоактивный ил на дне Припяти и Днепра, дно которых собираются углублять.

Экономические выгоды для Украины

Созданная двести лет назад водная магистраль соединяла порты Гданьска и Херсона. Сегодня этот путь судоходен лишь частично. Возрождение маршрута оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной: одна баржа на 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 грузовиков на 20 тонн.

«До сих пор маршрут не запускали по политическим причинам. Есть другие заинтересованные страны, которым не выгодно, чтобы этот проект заработал. Но Балто-Черноморский коридор – выигрышный для Украины, учитывая наше географическое расположение. В будущем он может стать Скандинаво-Индийским коридором. Сейчас развиваются страны Азии, будет расти спрос на разные товарные группы. Связать Скандинавию и Индию – очень привлекательное направление. К сожалению, мы теряем наш потенциал и деньги, которые страна могла бы заработать», – замечает Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего.

Маршрут Е-40. Фото: epl.org.ua

По оценкам Украинского института будущего, по Е-40 можно перевозить от 12 млн тонн груза в год. Наша страна может поставлять по реке в Беларусь, а затем в Евросоюз сырье для химического производства, шлак для производства цемента, подсолнечное масло и зерновые. Беларусь собирается перевозить по Днепру нефтепродукты, лес, стройматериалы, продукцию черной металлургии и калийные удобрения.
Украина, со своей стороны, долгое время блокирует маршрут из-за неорганизованности, говорит Пилипчук. Весь вопрос в углублении дна: на него нужно 32 млн долл. В масштабах государства это не дорогостоящий проект.

«Но есть один нюанс, который необходимо учитывать. Если делать углубление дна, нужно исследовать экологическую ситуацию. Мы не знаем, что можем достать со дна Припяти и Днепра. Нужно проводить экспертизу, чтобы понять не достанем ли мы на поверхность радиоактивный ил. Сейчас об этом сложно говорить, потому что мы не знаем, что там есть. Может, там ничего нет. Но нужно оценить экологические риски», – добавляет эксперт.

Беларусь уже начала строить порт в Нижних Жарах в Брагинском районе. Это небольшое село находится у границы с Украиной и рядом с Чернобыльской зоной. Весь район – зона радиационного загрязнения, только в Нижних Жарах фон не превышает норму, сообщают белорусские СМИ. Сейчас там проводятся дноуглубительные работы, и, как уже отмечалось выше, их планируют закончить до мая следующего года.

Радиоактивный ил

Водный путь из польского Гданьска через всю Припять в Беларуси и весь Днепр в Украине до Херсона – это проект колоссального преобразования дикой природы. Экологи опасаются, что спрямление Припяти приведет к осушению и фактическому уничтожению Полесья как природного региона. Нарушение почв и донных отложений в зоне отчуждения ЧАЭС приведет к высвобождению в толщу воды радионуклидов, похороненных еще со времен аварии 1986 года. Кроме того, всю протяженность водного пути в Украине и 2/3 его протяженности в Беларуси составляют территории так называемой Изумрудной сети (сеть охраняемых природных территорий), утвержденные на уровне Совета Европы.

Как только широкой общественности стало известно о проекте Е-40, экологические организации в Польше, Беларуси и Украине развернули кампанию #STOP_E40.

«Существует прямая угроза утраты мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, редких биотопов и природных ландшафтов, ухудшения гидрологического режима, снижения рыбных запасов и т.д», – говорится в совместном обращении экологов разных стран.

В STOP_E40 отмечают, что доставка нефтепродуктов по рекам поставит огромные территории под угрозу возникновения техногенных катастроф: «Известно, что аварии танкеров сопровождаются значительным экологическим и экономическим ущербом».

«Если сейчас начать производить на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80 сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль. Это все может двинуться вниз по Днепру, что угрожает потерей главной водной артерии страны как источника питьевого водоснабжения; также нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей. В мире на сегодня нет сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения», – считает Александр Чистяков, руководитель Ассоциации рыбаков Украины.

Из этой сложной ситуации есть несколько выходов. Можно построить дамбу на реке Припять на границе с Беларусью, говорит Чистяков. Если загрязненный ил все-таки пойдет с белорусской территории по Припяти, возможно, нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы, а именно создания искусственных улавливателей на дне Киевского водохранилища, и рыть своеобразные котлованы, в которых и будет собираться этот загрязненный ил, в надежде, что его со временем затянут донные отложения. Это в какой-то мере поможет локализовать загрязнение, не дать ему распространиться по всей акватории водохранилища. Но это малоэффективные шаги.

«Третий выход самый действенный и самый затратный – это вообще не трогать загрязненные участки акватории, а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Благо есть богатый зарубежный опыт постройки подобных каналов. Например, вся Голландия в таких искусственных судоходных каналах. Этот путь гораздо лучше, чем выпрямлять Припять, при этом убивая реку. Ну и, конечно же, существует вариант ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные», – говорит Чистяков.

От Зеленского требуют уволить начальника одесского ГАСКа

11 октября около Одесской филармонии, где выступал президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Одессу, митинговали несколько групп одесситов.

Протестовали общественники против начальника облГАСКа Василия Буюкли. По их словам, Буюкли – ставленник старой власти, который многим известен своей коррупционной деятельностью. Они также отметили, что нынешний глава Одесского ГАСКа является ключевой фигурой в массовой застройке побережья Одессы.

Члены ОО «Национальное сопротивление» в свою очередь обратились к гаранту с просьбой обратить внимание на ситуацию с руководством в областном управлении Государственного архитектурно — строительного контроля.

Члены организации потребовали от Владимира Зеленского увольнения Василия Буюкли с должности начальника облГАСКА.

 

В Килие не знают, что делать со львятами, которых подарили городу

Власти не имеют понятия, что делать с экзотическим подарком.

Напомним, как рассказал мэр города Павел Бойченко, на праздновании 2701-летия города бывший народный депутат и бизнесмен Александр Дубовой подарил громаде двух африканских львят.

Однако власти пока не понимают, что делать с подарков. Поэтому было решено обратиться к гражданам за советом.

Пока рассматривается два варианта: первый — создать в городе комфортную для животных экозону, которая будет и интересна и жителям громады, и туристам; второй — передать львят другому городу, в котором уже оборудован зоопарк.

«Для тех, кто предлагает выпустить львят на волю, хочется добавить, что хищник, рожденный в неволе, уже никогда не сможет жить в естественных для представителей его рода условиях», — поясняет Бойченко и просит в комментариях на своей странице в Facebook предлагать свои варианты.

Пока вопрос не решен, львята, у которых есть все необходимые документы, содержатся в хороших условиях, им обеспечено все необходимое.

Ко Дню города килийцам подарили африканских львят — люди возмущены

Бедных украинцев освободят от уплаты налогов

В Украине собираются кардинально пересмотреть подход к просчету прожиточного минимума. Его не только увеличат, но и пересмотрят наполнение. Нынешний вариант уже морально устарел и давно нуждается в обновлении.

Об этом пишет UBR.ua.

Наряду с этим, пересмотрят и вопрос налогообложения суммы, которые тратит домохозяйство на энергоэффективные мероприятия, а также налогообложение самого прожиточного минимума.

О грядущей реформе рассказала народный депутат от партии «Слуга народа» и председатель комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова.

По словам Третьяковой, сегодня власти не могут обеспечить в полном объеме честный прожиточный минимум. Поэтому вскоре его отвяжут практически от всех социальных выплат. Но это не значит, что помощь тем, кто в ней реально нуждается урежут, говорит нардеп. Такая реформа должна поспособствовать перераспределению бюджетных средств самым уязвимым группам населения.

«Мы набрали на госбюджет очень много социальных обязательств. По предварительным подсчетам Минсоцполитики и Минфина, если бы мы в этом году установили прожиточный минимум на уровне 4 251 грн., то всем статусам и людям, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, нужно было бы выплатить 2-3 госбюджета – больше, чем валовый национальный продукт.

На 18 декабря 2019 года запланированы парламентские слушания по прожиточному минимуму. К участию приглашены общественники, научная среда, органы власти, а также компании, которые предоставляют социальные услуги для граждан.

Положительная динамика: порт Усть-Дунайск на Одесчине посетили 38 речных круизных лайнеров

В порту Усть-Дунайск в Одесской области сообщили, что на прошлой неделе приняли последнее круизное судно в туристическом сезоне 2019 года. Завершил сезон в Вилково – круизный пассажирский речной теплоход «Фиделио» на борту которого находилось 136 туристов из различных стран Европы. Так, порт уже третий год подряд завершает круизный сезон с положительной динамикой судозаходов.

Об этом сообщили в ГП «Администрация морских портов Украины», передает «Пассажирский транспорт».

В ГП «АМПУ» отмечают, что количество пассажиров круизных лайнеров, которые посещают Усть-Дунайск, растет с каждым годом.

«В этом году количество пассажиров речных круизных лайнеров, которые принял портопункт Вилково порта Усть-Дунайск, увеличилось на 10% в сравнении с прошлым годом. Нам лишь немного не хватило до «юбилейной» отметки 6000 пассажиров, к нам пришли 5910 туристов. Третий год подряд порт Усть-Дунайск фиксирует увеличение потока туристов, прибывающих на круизных лайнерах», – прокомментировал положительную динамику начальник филиала «Усть-Дунайск» АМПУ Дмитрий Ковальжи.

Всего в 2019 году порт принял 38 речных круизных лайнеров (на два судна больше, чем в прошлом году).

В Одессе обсуждают вопрос: нужна ли зарплата местным депутатам?

В преддверии выборов в местные советы всех уровней готовится целый ряд изменений в законодательство. В частности – разрешение на оплату труда депутатов областных, городских, районных и сельских советов. Однако многие могут прийти в недоумение по поводу такого нововведения.

Среди простых избирателей давно бытует представление, что депутат городского совета и так уже имеет свой кабинет, высокооплачиваемых помощников и служебный автомобиль. А главное – прямой доступ к механизмам решения «своих вопросов». Нужно ли в такой ситуации предоставлять народному избраннику еще и денежное вознаграждение?

Вот что об этом думают в Одессе.

«В результате децентрализации, когда увеличились полномочия городских советов, количество депутатов в Одессе сократилось от 120 до 64 человек. Таким образом, нагрузка на депутатов значительно выросла, — говорит Оксана Гончарук, депутат Одесского городского совета. — Чтобы качественно выполнять свою работу – участвовать в заседаниях сессии, профильных комиссиях, составлять депутатские запросы, отчитываться и вести депутатский прием – требуется много времени, приходится работать и в выходные. И какой бы высокой ни была мотивация трудиться на благо общества, мы все – живые люди. В какой-то момент появляется и выгорание, и демотивация, и даже банальное непонимание в семье».

Оксана ГОНЧАРУК, депутат Одесского городского совета

«Поэтому я считаю, что выплата зарплаты депутатам была бы не только материальным подспорьем, но и отличной моральной поддержкой. Речь идет об оплате потраченных часов на сессии и комиссии. Над механизмом выплаты и контроля, конечно, еще нужно думать. Например, сумма заработной платы депутата может быть привязана к средней зарплате по городу, — предлагает Гончарук. — Лично я поддерживаю идею денежной компенсации за депутатскую деятельность. Ведь если мы хотим получать качественную депутатскую работу, то такая работа должна оплачиваться. И это будут прозрачные отношения, направленные на преодоление коррупционных рисков».

В законодательстве есть норма, которая гласит, что за депутатом на время выполнения его обязанностей сохраняется его зарплата, но это касается только тех депутатов, которые являются чиновниками. Но если депутат занимается предпринимательской деятельностью или работает на коммерческом предприятии, то время, которое он потратил на депутатскую деятельность, никем не оплачивается.

«И такая ситуация является одной из причин того, почему наши депутаты не ходят на заседания профильных комиссий и на сессии, часто не ведут прием избирателей. Во-первых, на них нет никакой ответственности, а во-вторых, если стоит выбор между работой, которая приносит деньги, и депутатским заседанием, то человек часто выбирает первый вариант. Депутатская деятельность на волонтерских началах приводит еще и к тому, что действительно активные, грамотные люди отказываются от борьбы за депутатский мандат. И только предложив им реальную компенсацию потраченного времени и сил, мы сможем привлечь в городской совет настоящих профессионалов, людей дела, которые будут ответственно относиться к своему мандату. А значит, качество решений городского парламента будет выше, отношения с избирателями — прозрачнее, спрос с самого депутата – намного строже, чем сейчас», — говорит Оксана Гончарук.

Председатель общественной организации «Вера, Надежда, Любовь» Татьяна Семикоп убеждена, что законодательство в части депутатских зарплат нужно менять незамедлительно.

Татьяна СЕМИКОП, председатель общественной организации «Вера, Надежда, Любовь»

По ее мнению, обеспечить финансовую поддержку «низовым» депутатам не просто нужно, но и очень важно. Ведь именно местный депутат – это человек, который тратит личное время для того, чтобы исполнительная власть не забывала о гражданах. А значит, люди и сами должны быть заинтересованы, чтобы прямой представитель их интересов работал эффективно и на высоком уровне.

«Я думаю, что это правильно – депутатам надо выплачивать зарплату. Ведь они выполняют очень ответственную работу. Мы недавно встречались с членами движения «Женщины — за политическое равенство» и обсуждали как раз и этот вопрос, — говорит Татьяна Семикоп. — Мы понимаем, что многие одесситы будут, конечно же, против зарплат депутатам. А все потому, что, к сожалению, в народе до сих пор бытует негативное мнение, что депутаты ничего не делают, что они коррупционеры и так далее. Но! Но не все же депутаты плохие! Есть и те, которые болеют за свой народ и которые хотят сделать что-то для громады! И это правда! Они отстаивают интересы общественности по-разному, и часто даже идут против системы в ущерб себе! Так почему же не поддержать их в этом нелегком деле? Ведь, согласитесь, далеко не каждый из нас вообще решится на эту работу, которая забирает у тебя огромное количество времени, внимания и сил. А взамен ты часто получаешь только критику и непонимание».

Основная мотивация депутата – это возможность принимать конкретные решения в том или ином ключе. Не только наблюдать за тем, что происходит, но и непосредственно участвовать в процессе принятия решений, уверена депутат Одесского горсовета Лилия Леонидова.

Лилия ЛЕОНИДОВА, депутат Одесского городского совета

«Конечно, это вопрос двухсторонний. Если депутаты будут работать на благо одесситов, а не на свои личные запросы – то почему бы не быть заинтересованным в денежном вознаграждении за это? Ведь люди тратят свое время. Конечно, сейчас у народа есть недоверие к депутатам. Люди вообще склонны представлять себе всех политиков как коррумпированное сообщество, отсюда и недоверие. Но надо смотреть на действия и результаты каждого конкретного человека, насколько он эффективен на своем месте.  Да, депутат обязан быть ответственным за свою работу, за людей, за громаду и за решения, которые он принимает. Потому что в законодательстве четко сказано: депутат – это представитель народа. И я уверена, что люди, увидев ощутимые результаты труда своего депутата, всегда выступят за его поддержку и мотивацию», — убеждена Леонидова.

Согласно Закону Украины «О статусе депутатов местных советов» (ст. 8), депутаты «не принимают каких-либо гонораров, подарков, не получают вознаграждений непосредственно или опосредованно за действия, связанные с совершением ним депутатских полномочий».

Депутаты городского совета, в отличие от депутатов Верховной Рады, не имеют никаких льгот, кроме права на бесплатный проезд в общественном транспорте на территории города за исключением такси. Впрочем, на самом деле даже этой льготой практически никто не пользуется, так как зачастую деньги из местных бюджетов на это не выделяются. Да и сами депутаты практически никогда не обращаются к властям с письменным заявлением о предоставлении проездного документа.

Нет у местных депутатов, в отличие от нардепов, и никаких «особых» медицинских учреждений, их дети учатся в обычных городских школах, да и за коммунальные и прочие услуги они платят без каких-либо поблажек.

Конечно же, депутат может зарегистрировать себе помощников на такой же добровольной и безоплатной основе. Но работа с документацией, встречи с избирателями, ведение приема  – все это требует значительных финансовых затрат. Ведь заправка принтеров, бензин, свет и тепло в приемной тоже сегодня требуют финансовых средств.

Поэтому избиратели, требующие от местного депутата немедленно отремонтировать крышу на их многоэтажном доме или залатать дорожное покрытие, должны четко понимать: он не может решить такие проблемы самостоятельно.

И даже имея на руках письменное обращение избирателей о той или иной проблеме, депутат обязан подготовить соответствующее обращение, запрос. Чтобы обратить внимание на эту проблему сотрудников соответствующих служб, предприятий, организаций и исполнительной власти, инициировать обсуждение данного вопроса, то есть «достучаться» до соответствующих чиновников или, по крайней мере, хотя бы попробовать это сделать.

Сколько это требует сил – знают многие из нас. Ведь даже простую справку нам порой приходится «выцарапывать» месяцами. А если этим заниматься изо дня в день в режиме 24 на 7?

Взялись бы лично Вы за это на волонтерской основе, дорогой читатель? Ответ на этот вопрос и станет лучшим решением проблемы, поднятой в этой статье.

В Украине хотят вернуть сооплату за медицинские услуги

Запуск модели страховой медицины в Украине откладывается на неопределенный срок. Невзирая на то, что профильный парламентский комитет готовит соответствующий законопроект.

Об этом глава комитета Михаил Радуцкий рассказал в интервью «Интерфакс Украина».

По словам депутата, говорить о новой модели можно будет не раньше, чем через 2 года. И связано это отнюдь не со состоянием отечественной медицины, а с высоким уровне тенизации экономики.

«На сегодняшний день 60% зарплат вне официального учета. А значит такой закон не просто не будет работать, а и уничтожит то, что есть», — пояснил свою позицию Радуцкий.

Суть в том, что страховых платежей с близких к минимальному уровню зарплат не хватит, чтобы покрыть стоимость даже базовых медицинских услуг. Потому, уверен депутат, первым делом следует разобраться с зарплатами в конвертах. А потом браться за реформу. И в этом вопросе он полагается на налоговиков, Минэкономики, Министерство финансов, а также силовые ведомства.

А вот с остальными инициативами в медицинском комитете Рады тянуть не собираются. Уже до конца года, заверил Радуцкий, украинцам следует ожидать нескольких изменений. Среди них:

  1. Пересмотр процедуры определения гарантированных услуг. Здесь депутат пообещал, что речь пойдет не о сокращении списка.
  2. Отказ от лицензирования клиник. Процедуру заменят декларативным принципом, однако обещают контролировать выполнение нормативных требований.
  3. Запуск полноценного врачебного и медсестринского самоуправления.
  4. Возврат сооплаты. В этой части парламент ждет решения Конституционного суда. При этом Радуцкий заверил, что человек сможет получить конкретную услугу по базовой стоимости за счет государства. Доплачивать придется тем, кто захочет, к примеру, удалить аппендицит в частной клинике по более высокой стоимости.