Виплати ВПО: хто має звернутися із заявою про продовження допомоги
У травні 2024 року продовжать отримувати виплати на проживання ті внутрішньо переміщені особи (ВПО), кому вони призначені автоматично, і ті, хто писав заяву на їхнє продовження.
Владельцам выгребных ям придется подогнать свои септики под госстандарты.
До сих пор значительная часть страны лишена централизованной системы канализации, а отходы и нечистоты бесконтрольно растекаются по округе, отравляя не только реки и озера, но и артезианские скважины.
Как сообщает UBR.ua, по оценкам экспертов, лишь около 10% нечистот вывозится ассенизаторами на очистные станции, остальное бесконтрольно выбрасываются неподалеку. Но даже там, где есть централизованная система водоотведения, ситуация не лучше – промышленные отходы превращают водоемы Украины в клоаку. Решить эту проблему должен законопроект с неказистым названием «О водоотведении», обнародованный Минрегионом на официальном сайте.
Цели законопроекта
Проект разработан в рамках соглашения об ассоциации с ЕС во исполнение требований директивы Совета Европейских сообществ 91/271/ЕЭС «Об очистке городских сточных вод» (1991). Он:
Закладывает государственные приоритеты в этой сфере.
Разграничивает ответственность между центральной и местными властями.
Определяет хозяйственную деятельность в сфере водоотведения.
Приближает стандарты к европейским.
Гарантирует мониторинг и контроль выполнения норм.
Вводит штраф за самовольное подключение к канализации до 1700 грн.
Штраф на должностных лиц за несоблюдение стандартов и правил эксплуатации систем водоотвода до 510 грн.
«В первую очередь этот закон должен определить на законодательном уровне правила игры в этом вопросе. А также обеспечить комплексное решение проблемы сбора и утилизации сточных вод, ведь во многих городах возникла проблема дисбаланса этой системы. Мы загрязняем природу. Люди, можно сказать, ходят сами под себя и загрязняют тот водоем, из которого потом пьют. Этот закон – нормативно-правовой документ высшего уровня. Мы не расписываем в нем детали, но указываем, что именно необходимо сделать при подготовке документов второго и третьего уровня», – пояснил директор Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Валерий Кравченко, участвовавший в разработке концепции революционного документа.
«Чистые» сбросы
Первым делом проект ставит целью трансформировать саму систему очистки. Если сейчас стоки попадают на централизованные очистные, где проходят стандартную обработку, то в будущем сброс в канализацию должен соответствовать определенному стандарту. Например, стоки промышленных предприятий не должны быть грязнее отходов, которые поступают в систему от населения. Их как минимум придется предварительно очистить от тяжелых металлов.
Будут вводиться и европейские нормативы по сбросам для населения. Если сегодня пищевые отходы сбрасываются в мусорные пакеты и контейнеры, которые вывозят на городские свалки, то в будущем власти намереваются приучить украинцев к европейской практике переработки таких отходов в домашних условиях и последующему сбросу в канализацию в подготовленном виде (с применением измельчителей).
«В результате пропадет запах на городских свалках и во дворах домов, который как раз и происходит от пищевых отходов. Сама же органика легко перерабатывается, превращаясь в осадок сточных вод, который в дальнейшем утилизируется. Нормативы второго и третьего уровня должны, с одной стороны, решить узкую, конкретную часть проблемы, с другой, – предложить наиболее оптимальные пути решения этих задач», – рассказал директор НИИ.
Децентрализованное водоотведение
Но главной особенностью законопроекта является то, что он впервые поднимает проблему нецентрализованного водоотведения, которая сегодня вообще не урегулирована никаким нормативным актом. По оценке НИИ, 40% населения сегодня фактически сбрасывают все отходы и нечистоты в местные реки и озера, 80% из которых являются частью бассейна Днепра, снабжающий питьевой водой едва ли не всю Украину. По сути украинцы травят друг друга.
«У нас иногда ненадлежащее водоотведение в одном из городов приводит к проблемам водоснабжения другого города, ниже по течению небольших рек. В результате сбросов из централизованной канализации, некачественной очистки таких вод, загрязнения из выгребных ям, такой город получает воду намного худшего качества, и ему нужны дополнительные очистные сооружения для обеспечения питьевой водой потребителей», – рассказал аналитик Ассоциации городов Украины Олег Гарник.
Эксперты бьют тревогу. Засилье выгребных ям стало проблемой для всей страны. Только 10% процентов их содержимого вывозится ассенизаторами на сливные станции. Все остальное — выбрасывается в соседние леса или ливневки, откуда попадает в озера и подземные реки. Концепция, краеугольным камнем которой является законопроект, закладывает жесткие нормативы для септиков и домашних уличных туалетов.
«Согласно ГСН, выгребная яма должна быть забетонирована и быть не больше 1 кубометра, но сейчас никто этому не следует. Можно высчитать, сколько воды в среднем в сутки потребляет человек, и количество стоков, которые сливные станции должны принять. В Киеве таких станций пять, но принимают они всего 10% нечистот. Куда деваются остальные жидкие отходы? Часто ассенизаторы вывозят содержимое выгребных ям в соседний лесок. Есть и случаи, когда к централизованной канализации не подключены новые многоэтажки», – рассказала начальник информационного управления «Киевводоканала» Виктория Яковлева.
Законопроект прямо не предусматривает каких-либо мер прямого воздействия – их после принятия закона будут утверждать Кабмин и власти на местах. Однако, уверяют эксперты, нет никаких сомнений, что украинцев обяжут соблюдать предписанные нормы содержания уличных туалетов: устанавливать гидроизоляцию в выгребные ямы и начнут контролировать деятельность ассенизаторов.
Финансирование
В законопроекте не указана сумма, которая потребуется на осуществление этих масштабных перемен. Прогнозируются лишь затраты субъектов хозяйственной деятельности на бумагу при перезаключении договоров в сумме около 0,5 млрд грн. Однако эксперты полагают, что это слишком заниженная оценка.
«Просто на восстановление всей отрасли требуется порядка 40 млрд грн.: на водоснабжение — 40% затрат, на водоотведение — 60%. То есть только на проведение канализации в районы, где такой инфраструктуры сейчас нет, требуется не менее 25 млрд грн», – подсчитала Виктория Яковлева.
Относительно невелики и штрафы за нарушения экологических норм, однако, эксперты обнадеживают: государство по крайней мере увидело проблему, которую ранее не замечало. И в случае принятия законопроекта изменения неизбежно последуют.
У травні 2024 року продовжать отримувати виплати на проживання ті внутрішньо переміщені особи (ВПО), кому вони призначені автоматично, і ті, хто писав заяву на їхнє продовження.
Вже цього місяця, 18 травня, набуде чинності новий закон про мобілізацію. Зокрема, він містить норму про постановку на військовий облік деяких категорій жінок.
МЗС опублікувало ще одне роз’яснення щодо заборони надання консульських послуг за кордоном чоловікам 18-60 років.
г. Одесса
тел. +38 063 323 03 91
dilovaodesa@gmail.com
Leave a reply