Набув чинності закон, який скасовує статус “обмежено придатний”
У суботу, 4 травня, набуває чинності закон, який передбачає скасування поняття «обмежено придатний».
Системе Прямого урегулирования убытков (ПУУ) в ОСАГО в Украине недавно исполнилось четыре года. Она начала работать в декабре 2016 г. Сейчас участниками ПУУ являются 15 компаний-членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), на которых приходится около трети рынка автогражданки. В МТСБУ отмечают, что прямое урегулирование является удобным сервисом, пользующимся популярностью у автовладельцев.
Система Прямого урегулирования убытков не является отечественным ноу-хау: на протяжении многих лет ее активно используют в Польше, Бельгии, Франции, Италии, Испании, чтобы создать дополнительный комфорт для автовладельцев, попавших в ДТП.
В некоторых странах функционирование системы закреплено на законодательном уровне, хотя преимущественно этот механизм все-таки является добровольным, то есть, страховщики сами договариваются об условиях прямого урегулирования.
В Украине Договор о Прямом урегулировании подписали страховые компании, занимающие лидирующие позиции в сфере ОСАГО. Это ̶ СК «Универсальная», «ИНГО», СК «АСКО-Донбасс Северный», «ПЗУ Украина», «ПРОСТО-страхование», СК «Колоннейд Украина», «УНИКА», «АРКС», «Европейский страховой альянс», «Международная СК», «КРЕДО», «КРАИНА», «ВУСО», «БРОКБИЗНЕС», «АРСЕНАЛ СТРАХОВАНИЕ». Согласно данным МТСБУ, по количеству договоров доля этих компаний на рынке ОСАГО в 2020 г. достигла 27,4%, а по количеству полученных требований на выплату страхового возмещения – 33,9%.
Что предполагает Прямое урегулирование? В МТСБУ разъясняют, что это особый способ урегулирования страховых событий в рамках общей системы ОСАГО. При нем автовладелец, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, имеет право обратиться и получить страховое возмещение от страховой компании, с которой он заключил договор автогражданки, а уже потом страховщик пострадавшего сам обращается к страховой компании виновника ДТП за компенсацией.
«Принцип «где приобрел полис, там и получаешь выплату» максимально упрощает процесс получения возмещения: пострадавшему в ДТП не приходится иметь дело с незнакомой страховой компанией, чей офис нередко может находиться в другом городе или даже в другом регионе», – поясняет генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко. И обращает внимание, что для того, чтобы воспользоваться прямым урегулированием, автовладельцу нет необходимости заключать дополнительные договоры со своей страховой компанией: механизм действует в рамках договора ОСАГО.
При этом за пострадавшим сохраняется право обращаться за возмещением ущерба к страховой компании виновника ДТП, как это предусмотрено законом «Про ОСАГО». Он имеет право выбрать, урегулировать страховое событие по обычной системе или в рамках прямого урегулирования.
Есть и другие правила, которые регулируют применение ПУУ.
ПУУ можно воспользоваться лишь в том случае, если участниками дорожно-транспортного происшествия стали не более двух наземных транспортных средств. При этом их водители должны иметь действующие договоры ОСАГО, заключенные с компаниями, которые участвуют в системе Прямого урегулирования.
Оба водителя не должны находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И один из них должен полностью признать за собой ответственность за ДТП: в случае так называемой «обоюдки» (частичной вины каждого из водителей) используется общая процедура урегулирования, предусмотренная в законе.
Еще один важный момент: прямое урегулирование применимо только для возмещения ущерба, нанесенного транспортному средству. Ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в аварии, урегулируется в обычном порядке.
Также страховщик пострадавшего должен получить достоверную информацию о полисах участников ДТП, чтобы определить наличие страхового обеспечения на дату ДТП и размер франшизы. В информации не должно быть противоречивых данных относительно идентификации транспортного средства, в частности, о его марке, типе, государственном регистрационном номерном знаке. В МТСБУ подчеркивают, что это важно, поскольку урегулирование убытка осуществляется на условиях договора ОСАГО, который заключил виновник автоаварии. Таким образом, применяются франшиза и страховая сумма, указанная в его полисе.
Процедура оформления дорожно-транспортного происшествия при ПУУ стандартная: аварию могут зафиксировать сотрудники Национальной полиции или участники ДТП самостоятельно, оформив европротокол в тех случаях, где возможно его применение.
По словам Владимира Шевченко, система Прямого урегулирования успешно прижилась в Украине и положительно влияет на формирование цивилизованного рынка автострахования. Страховые компании нарабатывают эффективные инструменты взаимодействия, обмениваются опытом, демонстрируют свою заинтересованность во внедрении дополнительных сервисных услуг и прогрессивных технологий. Тем самым они создают базу для успешного ведения бизнеса. Для них важно не просто получить клиента на год, пока действует страховка, а позаботиться о том, чтобы он пользовался их услугами на постоянной основе. А это значит, что система ПУУ кардинально меняет стиль работы страховщиков, делая его максимально клиентоориентированным.
Она также дисциплинирует и автовладельцев, стимулируя их ответственно относиться к выбору страховой компании, с которой они заключают договор ОСАГО. Водители, выбирающие ОСАГО от компании-участника системы ПУУ, ориентируются не столько на цену полиса, сколько на выбор надежного страхового партнера, который готов обеспечить хороший сервис.
За четыре года работы в рамках системы ПУУ было урегулировано 28,5 тыс. страховых случаев, сумма страховых выплат по ним превысила 482 млн. грн.
В МТСБУ также сообщили, что средний срок урегулирования требования в системе ПУУ в 2020 г. составил 35 дней. Это достаточно красноречивый показатель, поскольку срок урегулирования убытков вне такой системы в среднем по рынку ОСАГО вдвое больше – 70 дней.
Владимир Шевченко отмечает, что Бюро готово усовершенствовать систему ПУУ, чтобы сделать ее максимально удобной и эффективной как для автовладельцев, так и для страховщиков.
«Наша задача – так доработать условия функционирования системы, чтобы в ней готовы были принимать участие большинство страховых компаний-членов МТСБУ. Это может быть решено как на законодательном уровне, так и путем расширения круга участников ПУУ на добровольной основе», — подчеркнул он.
У суботу, 4 травня, набуває чинності закон, який передбачає скасування поняття «обмежено придатний».
У травні 2024 року продовжать отримувати виплати на проживання ті внутрішньо переміщені особи (ВПО), кому вони призначені автоматично, і ті, хто писав заяву на їхнє продовження.
Вже цього місяця, 18 травня, набуде чинності новий закон про мобілізацію. Зокрема, він містить норму про постановку на військовий облік деяких категорій жінок.
г. Одесса
тел. +38 063 323 03 91
dilovaodesa@gmail.com