Україна

Собираетесь взять кредит? Теперь банки будут проверять вас еще тщательнее

0

Банки стали тщательнее проверят своих клиентов и отсеивать неблагонадежных заемщиков при выдаче кредитов. Они больше не ограничиваются сведениями лишь из Бюро кредитных историй.

За людьми и предприятиями следят практически везде: и в соцсетях, и в реестрах движимого и недвижимого имущества, и в реестрах судебных решений. Любая информация принимается во внимание при принятии решения о платежеспособности человека и о выделении ему заемных средств, сообщает UBR.ua.

«Если компания или ее руководство/акционер замешаны в каком-то финансовом скандале, имеют плохую деловую репутацию — это может быть одним из стоп-факторов при принятии решения о кредитовании. Но часто в СМИ размещаются заказные статьи, поэтому окончательное решение принимает либо кредитный офицер, либо кредитный комитет», — рассказал член управляющего комитета Глобальной ассоциации риск-профессионалов GARP Вадим Березовик.

Вместе с тем, по информации из профиля банковского клиента в социальных сетях финучреждения могут отслеживать вкусы человека, чтобы предлагать более подходящее ему продукты и услуги.

«Можно много тратиться на рекламные компании, но, когда банк видит, что человек много путешествует или увлекается тем или иным хобби, можно ему предложить подходящий продукт связанный, например, со страхованием, бонусами по покупке билетов или бензина. Вместе с тем, если банк получит какую-то информацию о заемщике из интернета, то это абсолютно не значит, что такому клиенту сразу же выдадут кредит. Ключевым в принятии решения является финансовое состояние потенциального заемщика и информация, которая содержится в банковских книгах, кредитном реестре Национального банка и бюро кредитных историй о его предыдущих», — добавил Березовик.

Проверка может проводиться как до выдачи кредита, так и после, на этапе урегулирования просрочки. До принятия решения о выдаче кредита осуществляется анализ профиля в различных социальных сетях на предмет достоверности личности заемщика, установления ориентировочного уровня дохода. После кредитования анализ профилей соцсетей нужен для поиска дополнительных каналов коммуникации и контактов.

«Во-первых, можно идентифицировать клиента, подтвердить место работы, контактных лиц. Также можно получить определенное представление о его уровне достатка. Это конечно, не документальное подтверждение доходов, но для составления общего портрета клиента имеет значение. При анализе профиля внимание уделяется наличию реальной информации, чтобы страница была живая и настоящая — тогда предоставленной клиентом информации оказывается большее доверие», — отметили в одном из украинских банков.

По инструкции, финучреждения могут руководствоваться только официальными источниками информации при проверке финансового, имущественного состояния будущего заемщика. Например, проверить его в бюро кредитных историй. Но когда дело касается злостных неплательщиков, интернет может сослужить банкирам хорошую службу. Через геолокацию в соцсетях, фотографиям можно устанавливать местонахождение заемщика.

При этом, соцсетями дело не ограничивается. С 2018 года некоторые финучреждения включили в свою модель оценки заемщика еще и скоринг от украинских мобильных операторов, который позволил ощутимо усилить качество селекции. Этот инструмент настолько хорошо себя зарекомендовал, что банки даже начали постепенно отказываться от мониторинга соцсетей в процессе кредитования. Просмотр профиля клиента проводится лишь в исключительных случаях, с целью сравнения ФИО и фото с аппликационными данными в кредитной заявке.

Справка «Деловой Одессы»

Кредитный скоринг – это оценка стремления клиента к оплате кредита и возможности в будущем погашать долг.

Скоринг мобильных операторов – относительно новый сервис, но за довольно короткое время он успел завоевать свое место в оценке банками рисков при кредитовании физических лиц. Выставляя собственные оценки абоненту, операторы помогают кредитным организациям определить, кому из потенциальных заемщиков можно доверять, а кому лучше отказать.

Виды скоринга, предоставляемые операторами, включают рисковый скоринг, фродовый скоринг. Также операторы начинают предоставлять поведенческий скоринг и данные для маркетинга.

Рисковый скоринг подразумевает, что банк дает оператору номер телефона клиента, а на выходе получает вероятностную оценку его дефолта. Например, высока вероятность, что абонент вернет кредит, если это мужчина, который общается с большим количеством женщин. Также важно, каким устройством пользуется клиент – например, если он купил дорогой телефон, причем сразу после того, как оно появилось на рынке, это, понятное дело, хороший заемщик для банка.

Фродовый скоринг отвечает на вопрос, насколько достоверные данные предоставляет о себе клиент. К примеру, по геолокации оператор может проверить, действительно ли он живет и работает там, где заявляет.

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Консультация специалиста

Календар

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930