закон контрабанда законопроект 5420
Закон

В Раді щойно ухвалили законопроект про посилення відповідальності за контрабанду

В парламенті кажуть, що це — виконання однієї з умов, висунутих Євросоюзом в обмін на макрофінансову допомогу у розмірі 1,5 мільярда євро в цьому році.

Ініціатором проєкту закону №5420 виступив Президент Володимир Зеленський. Він подав документ ще у 2021 році, і тоді його ухвалили в першому читанні. Проте чомусь знадобилося аж два роки, щоб про цей документ згадали та винесли на друге читання.

У пояснювальній записці до законопроекту, датованій квітнем позаминулого року, зокрема, сказано наступне: «Введення кримінальної відповідальності за контрабанду товарів та підакцизних товарів, а також за недостовірне декларування товарів забезпечить зменшення кількості порушень правил переміщення товарів через митний кордон України, сприятиме припиненню схем незаконного переміщення товарів, що матиме позитивний вплив на розвиток національної економіки, зокрема, в частині збільшення податкових надходжень до Державного бюджету України».

За словами нардепа Ярослава Железняка, у прийнятому законопроєкті були враховані правки від профільного комітету на яких наполягав бізнес. Відповідно, пороги для товарної контрабанди пропонується підняти в 5 разів, а пороги для підакцизних підняти удвічі.

«Набуття чинності (криміналізації) товарної (контрабанди) відтерміновують до середини 2024 року. Як я і говорив, це дедлайн за (меморандумом із) МВФ щодо перезавантаження БЕБ», – зазначив Железняк.

Довідка ДО

За декілька днів до прийняття законопроекту №5420 про криміналізацію контрабанди в цілому Українська рада бізнесу (УСБ) заявила про необхідність його доопрацювання до другого читання, оскільки його положення містять значні корупційні ризики.

«Межа кримінальної відповідальності за статтею 201-3 законопроекту необґрунтовано низька. Зокрема, пропонується притягнення до кримінальної відповідальності у разі незаконного переміщення через митний кордон товарів на суму, що перевищує 1,342 млн грн. Водночас для кваліфікації кримінального правопорушення згідно зі статтею 212 ККУ» Ухилення від сплати податків «межа кримінальної відповідальності за ухилення від сплати податків (якими і є митні платежі) становить 4,026 млн грн», — йдеться на сайті ради у вівторок, 5 грудня.

Більше того, наголосили у раді, питання митної вартості товарів часто є предметом спору між декларантом та митним органом, тому не може виступати порогом кримінальної відповідальності.

Також, на думку УСБ, ризики проглядаються у запропонованій редакції примітки до ст. 201 ККУ, яка відносить до контрабанди подання до митного органу як підстави для переміщення товарів документів, що містять неправдиві відомості про інформацію про товар та необхідні для визначення коду товару та його митної вартості відомості.

«На практиці при декларуванні товарів у митного органу та декларанта часто виникають суперечки щодо визначення митної вартості, коду товару, країни походження, ваги тощо. Більше того, запропонована редакція статті 201-3 не передбачає необхідність доведення наміру у скоєнні кримінального правопорушення. Такі норми УКУ нададуть митникам можливість відкривати кримінальні провадження за будь-якої помилки чи спірної ситуації», — вважають у раді.

В УСБ також звернули увагу на відсутність конкретизації у нормах законопроекту №5420 суб’єкта кримінальної відповідальності за незаконне переміщення товарів. Наголошується, що з поточної редакції норм не зрозуміло, хто має бути обвинуваченим у скоєнні злочину – керівник підприємства, декларант, митний брокер, перевізник тощо.

У раді також повідомили, що контрабанда визначена підслідністю Бюро економічної безпеки, але БЕБ працює неефективно та потребує повного перезавантаження (законопроект №9080). Тому, вважають в УСБ, до «перезавантаження» БЕБ недоцільно надавати бюро повноваження щодо досудового розслідування нової категорії злочинів.

На необхідність доопрацювати законопроект №5420 також звернула увагу представник Громадської ради при Держмитслужбі Тетяна Острікова. Вона наголосила, що законопроект не відповідає вказівкам Звіту Європейської Комісії щодо України в рамках пакету розширення ЄС, де йдеться про необхідність криміналізації великомасштабної контрабанди та розвитку адмінможливостей митних органів для його впровадження.

**

В СОВЕТЕ ЕЩЕГО ПОСТАНОВИЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ О УССЫЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ


В парламенте говорят, что это — выполнение одного из условий, выдвинутых Евросоюзом в обмен на макрофинансовую помощь в размере 1,5 миллиарда евро в этом году.

Инициатором проекта закона №5420 выступил Президент Владимир Зеленский. Он подал документ еще в 2021 году, и тогда он был принят в первом чтении. Однако почему-то понадобилось два года, чтобы об этом документе вспомнили и вынесли на второе чтение.

В пояснительной записке к законопроекту, датированной апрель позапрошлого года, в частности, сказано следующее: «Введение уголовной ответственности за контрабанду товаров и подакцизных товаров, а также за недостоверное декларирование товаров обеспечит уменьшение количества нарушений правил перемещения товаров через таможенную границу Украины, будет способствовать прекращению схем незаконного перемещения товаров, что будет иметь положительное влияние на развитие национальной экономики, в частности, в части увеличения налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины».

По словам нардепа Ярослава Железняка, в принятом законопроекте были учтены правки от профильного комитета, на которых настаивал бизнес. Соответственно, пороги для товарной контрабанды предлагается приподнять в 5 раз, а пороги для подакцизных поднять вдвое.

«Вступление в силу (криминализации) товарной (контрабанды) откладывается до середины 2024 года. Как я и говорил, это дедлайн по (меморандуму из) МВФ о перезагрузке БЭБ», – отметил Железняк.

Справка ДО

За несколько дней до принятия законопроекта №5420 о криминализации контрабанды в целом Украинский совет бизнеса (УСБ) заявил о необходимости его доработки до второго чтения, поскольку его положения содержат значительные коррупционные риски.

«Граница уголовной ответственности по статье 201-3 законопроекта необоснованно низка. В частности, предлагается привлечение к уголовной ответственности в случае незаконного перемещения через таможенную границу товаров на сумму, превышающую 1,342 млн. грн. В то же время для квалификации уголовного правонарушения согласно статье 212 УКУ Уклонение от уплаты налогов «граница уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (которыми и есть таможенные платежи) составляет 4,026 млн грн», — говорится на сайте совета во вторник, 5 декабря.

Более того, подчеркнули в совете, вопрос таможенной стоимости товаров часто является предметом спора между декларантом и таможенным органом, поэтому не может быть порогом уголовной ответственности.

Также, по мнению УСБ, риски просматриваются в предложенной редакции примечания к ст. 201 УКУ, которая относит к контрабанде представление в таможенный орган как основание для перемещения товаров документов, содержащих ложные сведения об информации о товаре и необходимые для определения кода товара и его таможенной стоимости.

«На практике при декларировании товаров у таможенного органа и декларанта часто возникают споры по поводу определения таможенной стоимости, кода товара, страны происхождения, веса и т.д. Более того, предложенная редакция статьи 201-3 не предусматривает необходимость доказывания умысла в совершении уголовного преступления. Такие нормы УКУ предоставят таможенникам возможность открывать уголовные производства при любой ошибке или спорной ситуации», — считают в совете.

В УСБ также обратили внимание на отсутствие конкретизации в нормах законопроекта №5420 субъекта уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров. Отмечается, что из текущей редакции норм не ясно, кто должен быть обвинен в совершении преступления – руководитель предприятия, декларант, таможенный брокер, перевозчик и т.д.

В совете также сообщили, что контрабанда определена подследственностью Бюро экономической безопасности, но БЭБ работает неэффективно и требует полной перезагрузки (законопроект №9080). Поэтому, считают в УСБ, «перезагрузить» БЭБ нецелесообразно предоставлять бюро полномочия по досудебному расследованию новой категории преступлений.

На необходимость доработать законопроект №5420 также обратила внимание представитель Общественного совета при Гостаможслужбе Татьяна Острикова. Она подчеркнула, что законопроект не отвечает указаниям Отчета Европейской Комиссии по Украине в рамках пакета расширения ЕС, где речь идет о необходимости криминализации крупномасштабной контрабанды и развития админвозможностей таможенных органов для его внедрения.

📗 Ділова Одеса Телеграм
📘 Facebook
📙 Сайт

Консультация специалиста

Календар

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031