Україна

Вниманию одесского бизнеса: что такое Закон «Маски-шоу стоп — 2»?

0

С 4 ноября, в Украине вступил в силу закон под условным названием «Маски шоу стоп-2», направленный на усиление защиты бизнеса.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства и других лиц правоохранительными органами во время осуществления досудебного расследования» накануне, 3 ноября, был опубликован в парламентской газете «Голос Украины». Он направлен против необоснованного продления сроков досудебного расследования.

Согласно объяснительной записке к документу, его разработали из-за многочисленных обращений субъектов хозяйствования о возможных фактах нарушения их прав и законных интересов правоохранительными органами во время досудебного расследования.

Этим законом внесен ряд изменений в Уголовный процессуальный кодекс, которыми, в частности, установлена возможность другого лица, права или законные интересы которого ограничиваются во время досудебного расследования, обратиться к следственному судье с ходатайством о закрытии дела, если истекли все сроки, установленные для проведения досудебного расследования.

Эксперты называют три основных изменения, которые могут повлиять на защиту компаний от незаконного криминального преследования.

1. Возможность закрытия «фактовых» уголовных производств через суд

Если в уголовном производстве нарушаются или ограничиваются права компании, и никому не предъявлено подозрение, предоставлена процессуальная возможность ходатайствовать о его закрытии и обжаловать отказ следователя в суд.

Обжаловать в суде отказ следователя о прекращении производства по новому закону можно только:

— когда производство по тем же фактам были закрыты и существует не отмененное постановление о закрытии дела,
— если истекли сроки проведения досудебного расследования.

Напомним, ранее были внесены изменения, согласно которым «фактовое» уголовное производство должно было быть закрыто в течение 12 месяцев по преступлениям небольшой или средней тяжести, и в течение 18 месяцев – по тяжким или особо тяжким преступлениям. Право обжалования несоблюдения разумных сроков возникает после получения письменного отказа от прокурора.

2. Привлечение следователя к ответственности за его действия или бездействие

В случае вынесения решения следственным судьей о незаконных действиях или бездеятельности следователя / прокурора, постановление будет направляться руководителю последнего для проведения служебного расследования.

С одной стороны, выглядит очень прогрессивно, но учитывая огромное количество жалоб к следственным судьям о нерегистрации заявлений о преступлении и о невозвращении временно изъятого имущества, которые в итоге удовлетворяются, можно сказать о том, что следствие будет активно влиять на суд для затягивания процессов, чтобы в дальнейшем отсутствовал предмет рассмотрения по жалобам.

3. Возможность взыскать денежную компенсацию за незаконные действия

Новый закон говорит о том, что за незаконные действия следователя сначала должно заплатить государство, а в дальнейшем оно получает право предъявить регрессное требование.

Не факт, что эта норма будет работать: у государства пока нет ни реальной возможности выплачивать из бюджета деньги, ни человеческого ресурса, который будет заниматься сопровождением таких регрессных взысканий. Более того, маловероятно, что государственный аппарат пойдет против правоохранительной системы, ведь эта система может перестать приносить «необходимые» результаты.

Актуальным остается также применение новых норм к производств, зарегистрированных до 16 марта 2018 года. Ведь по истечении сроков можно закрыть только «фактовые» производства, зарегистрированные после этой даты. Как правило, правоохранительные органы объединяют новые дела со старыми и резюмируют, что работают в правовом поле. Но такой подход нельзя считать законным, ведь любое изменение в фабуле дела или их объединение говорит о том, что должна быть применена новая редакция УПК Украины, которая предоставляет больше процессуальных прав, в том числе и по закрытию таких производств по истечении сроков.

Как сообщалось, Верховная Рада 18 сентября приняла соответствующий закон № 8490, который имеет целью не допустить безосновательного продолжения досудебного расследования и усилить ответственность правоохранителей за нарушения прав предпринимателей при осуществлении следственных действий.

Этот документ входит во второй пакет законопроектов относительно усиления защиты бизнеса в рамках так называемой инициативы «Маски-шоу стоп».

Законодательный акт под условным названием «Маски шоу стоп-2» облегчает механизм привлечения к ответственности следователя или прокурора, которые приняли незаконное решение во время расследования уголовного дела, которое впоследствии отменено судом.

Первый закон по противодействию давления на бизнес Верховная Рада приняла 16 ноября 2017 года. Принятый документ реформирует институт обыска и изъятия вещей у владельцев предприятий во время досудебного расследования уголовных производств и повышает уровень их защиты. Документ предусматривает, в частности, обязательную видеофиксацию обыска у предпринимателей во время досудебного расследования.

По материалам Соцпортал, Канал 24.

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Консультация специалиста

Календар

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930